Описание ситуации, в которой возникла педагогическая
проблема. Модернизация российского
образования состоит в его
содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на
современном этапе является формирование ключевых компетенций,
необходимых для практической деятельности каждого человека.
В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы наши дети умели
вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными
технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.
Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать
усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения
практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности
учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют
человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной
из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование»
является информатизация образовательного пространства школ, которая включает
в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере
реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью
общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в
целом.
Цель проекта: создать оптимальные условия
учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала,
формирования самостоятельности, способности к самообразованию,
самореализации. Данная цель может быть
достигнута с помощью применения новых информационных технологий в процессе
обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить
наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволит реализовать цели и
задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.
Применение ИКТ на уроках математики способствует:
·
Активизации
познавательной деятельности учащихся.
·
Развитию
вариативности мышления, математической логики.
·
Направленности
мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
По данным исследований, в памяти человека остается
25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного
и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в
процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании
возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности -изложения
материала; деятельности учителя, управляющего -этими средствами, повышении
мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными
свойствами компьютера. Компьютерная графика позволяет детям незаметно
усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране
дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при
объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для
ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента,
объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика
с компьютером, разнообразием и красочностью информации (тексь, звук,
видео, цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение
любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения
человека с машиной и что немаловажно -выдержкой, спокойствием и
дружественностью машины по отношению к ученику.
Способы решения проблемы. Программное
обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники,
программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки,
библиотеки электронных наглядных пособий.
Возможности компьютера могут использоваться в предметном обучении в следующих
вариантах:
ü
фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
использование диагностических и контролирующих материалов;
ü использование презентаций на
уроках;
ü выполнение домашних
самостоятельных и творческих заданий;
использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений
многогранников.
ü формирование информационной
компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных
источников.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную
роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно
эффективным.
Поскольку электронные носители содержат в себе
учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, то
они служат для формирования образного представления об изучаемом объекте и
для индивидуальной работы с учащимися.
Применение презентаций на уроке позволяет:
- более
качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
- эффективнее
использовать время на уроке.
·
создавать
проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность
учащихся.
Тестирование. Обучающие тесты использую с целью
тренировки и отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Данные тесты предназначены
для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных
заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с
другой попыткой. Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний
учащихся по теме. Тестирование
позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания
без участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о
ходе процесса усвоения знаний по теме.
Учащиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Такая форма работы
позволяет иметь оперативную информацию
о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым
учеником по любой теме, видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации
пробелов знаний у учащихся. При применении ИКТ, для отработки навыков
учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество
знаний учащихся выше, чем при традиционных методах. Организованная на уроке и
во внеурочное время работа с тестами (в электронном виде) формирует у ребят основные «информационные»
компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут
необходимы ребятам в будущем.
Использование информационных
технологий при проектной
деятельности учащихся, позволяет увеличить скорость разработки проекта и
качество его выполнения.
Среди
технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Интерактивная
доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный
экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску
проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска
позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить,
наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и
сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс
обучения ярким, наглядным, динамичным.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование
материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка,
карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным
файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной
доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать
прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих
занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда
имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые
моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок
и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку, учитель
математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и
различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь
же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.
Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся
с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные
картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным. Использование интерактивной доски позволяет
на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать
доску и чертить необходимые фигуры.
В коллекции самой доски более тысячи
математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и
плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными,
аккуратными. При построении сечений многогранников можно использовать режим
записи самого процесса последовательного построения, что позволяет
существенно экономить время на уроке.
Использование интерактивной доски
позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей
проверки или анализа. При введении новых понятий с использованием презентаций
и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти
(слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые
понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к
лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует
возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется
нажатием одной кнопки.
Таким образом очевидны
преимущества использования интерактивной доски на уроке:
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы,
текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность
урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся
активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается
понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация,
появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи
используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро
вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости
восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как
задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после
него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили
тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в
электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается
электронный банк данных для каждого учителя.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской,
учиться становиться интересно и увлекательно.
Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных
проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом
уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
«За» и «против».Согласно опубликованным в литературе данным максимальная
частота и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяется
возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью
использования в познавательной деятельности.
При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте
возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет
ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать
напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы и
методы, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с
компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.
Описание
полученных образовательных результатов.
Применяя информационные
технологии, мне удалось:
·
Индивидуализировать
учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно
изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах
как правило 15-25 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и
умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.
·
Создать
условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные
задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом
повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить
предмет.
·
Повысить
качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений
многогранников, построение сложных графиков т.д.)
·
Использовать
компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.
·
Снизить
трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока,
эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедренения ИКТ в образовательный процесс является
позитивная динамика изменения мотивации учащихся. По данным анкетирования
психолога школы за три последних года наблюдается позитивная динамика
изменения уровня мотивации учащихся к предмету.
|