Рейтинговая
система оценивания знаний учащихся.
Сегодня, когда система
школьного образования претерпевает серьёзные изменения, изменяется содержание
обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной
мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения
анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать
гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при
необходимости повторять поиск. Одной из важнейших составляющих образовательного
процесса является система оценки качества знаний учащихся. Школьная система
оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна:
осуществлять обратную связь, давая
ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся
вперёд, и о слабых сторонах усвоения знаний. Учителю обратная связь должна
давать информацию о достижении поставленных им целей;
стимулировать учение;
отмечать даже незначительные продвижения
учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе;
ориентировать ученика на успех;
содействовать становлению и развитию
самооценки учащихся.
Результаты диагностики
степени готовности первоклассников к обучению в школе, свидетельствуют, что
среди учеников, поступивших в школу, более половины имеют высокую степень
учебной мотивации, остальные – среднюю. Однако по мере их обучения в школе
степень учебной мотивации снижается. И не последнюю роль в этом играет технология
оценивания результатов обучения. Традиционная школьная система бальных оценок
не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения,
фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.
В
связи с этим вопрос об усовершенствовании системы оценивания качества знаний
учащихся представляется одной из самых актуальных
проблем современного образования.
С недавних пор в процесс образования была введена новая
система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид
контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране
рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных
учебных заведениях, а также в некоторых средних
школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой
системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко,
Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.Проблемой рейтингового контроля знаний
учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай,
М.Т. Громова, Талызина и др.
Обычно под рейтингом
понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу
дисциплин за определённый период обучения. Из всех систем оценивания знаний,
рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся,
стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной
научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому
предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и
слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Многие из
недостатков традиционной системы оценивания можно исправить, применяя
технологию рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся.
Недостатки традиционной школьной
системы балльных оценок
|
Рейтинговая система контроля и оценки
знаний позволяет
|
отсутствие
весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой
контрольной работы, оценка может быть выставлена за доказательство теоремы
или трудной задачи, а, может быть, и за ответ довольно простой)
|
дифференцировать
значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы
(самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя,
творческая и др.);
|
недостаточное
стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается
внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.).
Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа
|
корректировать
свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику,
тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса;
|
незначительный
объём контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за
четверть ставится по одному-двум ответам
|
определить
уровень математической подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
|
негуманность
системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать,
когда хочет, когда готов
|
планировать
и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика
с образовательным стандартом математического образования;
|
узкий
диапазон школьных оценок, например, «четвёрки могут быть разными (близкими к
«3» или к «5»);
большая
субъективность оценки, расплывчатость её критериев. Отсутствие самооценки
|
повысить
объективность оценки знаний, динамики учебного математического образования
ученика не только в течение учебного года, но и за всё время обучения в
школе;
|
Фактором, стимулирующим
учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт
возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами
одноклассников.
Рейтинговая система
обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только учащихся, но и учителя.
Цель
внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы
создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной
и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными
достижениями.
Реализация
внедрения
данного педагогического опыта начинается со стадии подготовки к введению рейтинговой системы, когда учитель
и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. Рейтинговая система
контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного
процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного
обучения.
Выполняя какое-либо
задание, ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от
типа задания и от правильности его выполнения:
Виды работы
|
Количество баллов
|
Посещение
уроков
|
0,5
балла за урок
|
Ведение
тетради
|
1
балл за урок
|
Работа
на уроке
|
До
10 баллов
|
Решение
задач
|
До
10 баллов
|
Сообщение
|
5-10
баллов
|
Исследовательская
работа в группе
|
До
10 баллов
|
Самостоятельная
исследовательская работа
|
30-50
баллов
|
Контрольная
работа
|
До
30 баллов
|
Выполнение
домашнего задания
|
5
баллов
|
Выполнение
заданий из банка зданий
|
Не
ограниченно
|
Доказательство
теорем и вывод формул
|
До
10 баллов
|
Участие
в олимпиадах и конкурсах
|
50-70
баллов
|
Компьютерное
тестирование
|
определяет
компьютер
|
Предусмотрено также
начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и
эмоциональное регулирование отношения школьника к образованию:
Пропуск
урока по неуважительной причине
|
-20
баллов
|
Опоздание
на урок по неуважительной причине
|
-10
баллов
|
Нарушение
дисциплины на уроке
|
-10
баллов
|
Рейтинговая технология
предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе,
специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам
деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм
контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность
самоуправления образовательной деятельностью.
Предусмотрена система
перевода баллов в оценку по пятибалльной
шкале, поскольку использование традиционной пятибалльной системы оценивания
знаний, умений и навыков учащихся необходимо для выставления оценок в аттестат, классный журнал,
что соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке
знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам. Учащиеся, набравшие
85%-100% от максимальной суммы получают «отлично», 71%-85% - «хорошо», 56%-70%
- «удовлетворительно». Кроме того на аукционе, проводимом в конце четверти,
учащиеся могут купить себе льготы на следующую четверть:
Один
раз в неделю не выполнить домашнее задание
|
+1
балл за контрольную работу
|
+1
балл за самостоятельную работу
|
Помощь
учителя во время выполнения контрольной работы
|
Помощь
учителя во время выполнения самостоятельной работы
|
Право
пользоваться при вычислениях микрокалькулятором
|
Право
выходить к доске по желанию
|
+5
баллов за каждый пропущенный по уважительной причине урок
|
Один
раз в месяц не выполнить домашнее задание
|
Рейтинговая система
оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике современные
педагогические технологии, такие как
дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение,
ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Главная
сложность при внедрении рейтинговой системы – значительное увеличение
временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия.